Loading...

2007/10/07

Lutsk - виртуальная экскурсия по Луцку


View Larger Map

История Луцка


Впервые Луцк (Лучеськ) упоминается в Ипатиевской летописи в 1085 г. Именно тогда им овладел сын киевского князя Всеволода Ярославича — Владимир Мономах. От этой даты и ведется летоисчисление города.

Существует несколько предположений относительно происхождения названия Луцка. Одни исследователи считают, что она связана с племенем лучан, которое здесь обитало. Другие это название выводят от древнерусского слова «лука» — «кривизна, изгиб, залив, берег залива, берег речной дуги». Действительно, речка Стырь возле Луцка круто изгибается, напоминая собой лук.

Найдавнейшия поселения лучан занимали лишь небольшой треугольный мыс между реками Стырь и Малый Глушец (в настоящее время не существующая), где теперь стоит Луцкий замок. В древнерусские времена на этой территории было городище, на месте которого впоследствии построена крепость.

В упомянутое летописью время город был центром Луцкого удельного княжества — составной частью Киевской Руси. После ее раздробления он входит в Владимир-Волынское княжество, а с 1199 г. — в Галицко-Волынское. Именно тогда город бурно развивается, постепенно опережая своего старшего брата — город Владимир. Этому в значительной мере способствовало удобное географическое расположение Луцка: его территория с юга и запада защищалась рекой Стырь, с севера — рекой Малый Глушец, с востока — непроходимыми болотами. Замечательно защищен самой природой и хорошо укреплен, город был неприступным для врагов. Судоходный Стырь через Припять связывал Луцк с Киевом, а далее по Днепру — с Византией. Кроме того, здесь пересекались торговые пути, которые пролегали к странам Запада и Прибалтики.

В XII—XIII ст. в Луцке значительного развития приобрело гончарство, ткачество, оружейництво, проводилось большое оборонное и жилищное строительство. История, к сожалению, не сохранила имена народных умельцев и строителей, творения ума и рук которых очаровывали не одно поколение.

Например, Дмитриевская церковь. Построенная в 1132 г. в восточной части Нижнего замка, она исполняла также роль оборонного сооружения. В 1845 г. ее уничтожил пожар. Остатки стен с остатками оригинального орнамента и настенных росписей в 1893 г. были разобраны. Но благодаря зарисовкам, выполненным российским художником А. Строковым, который находился в Луцке в 1866 г., мы можем иметь представление об уникальности этой достопримечательности древнего зодчества. До нашего времени дошел один из шедевров украинской живописи XII—XIII ст. — икона Волынской (Луцкой) богоматери, в которой талантливо воплощены высокие этические идеалы тех времен. Специалисты относят это произведение к 1289 г. и считают, что оно выполнено на заказ князя Мстислава Данииловича для кафедрального собора Иоанна Богослова. Ныне икона находится в Государственном музее украинского искусства в Киеве.

В средине XIII ст. совершенствуются оборонные сооружения города. Деревянные укрепления заменяются каменными и кирпичными, которые сыграли огромную роль в противодействии лучан ордынским завоевателям. В начале пятидесятых годов XIII ст. правители Золотой Орды сделали попытку укрепить свою власть на Волыни, которая фактически им не подлежала. В 1252 г. войско воеводы Куремсы завладело Низовьем, а в 1254 г. ворвалось на Волынь. в 1255 г. началась длительная осада Луцка. Куремса обстрелял город камнями из баллистических машин (порохов), однако мещане героически оборонялись и заставили врага отступить.

В 1259 г. золотоордынцы, захватив волынские земли, выставили требование уничтожить фортификационные сооружения Луцка, а также других укреплений городов Волыни. Пришлось выполнить этот приказ и признать власть ордынцев.

Периодом подъема города была вторая половина XIII ст., когда в Луцком княжестве правил сын Даниила Галицкого Мстислав. Именно тогда Луцк называют Луческом Большим. Здесь сосредоточивались торговые пути, которые вели из Литвы, Беларуси, Москвы, Приднестровья, Галича и стран Западной Европы.

В результате ряда победных походов Мстиславу Данииловичу удалось устранить угрозу посягательств Литвы на Луцк. Чтобы утверждать свою власть, князь добивается образования отдельной луцкой епископской кафедры. Большое внимание он уделял строительству. При нем было начато сооружение башни замка над входными вратами города, а также кафедрального собора Иоанна Богослова.

Город славился своими ремеслами. Во многих странах Европы и Азии, итальянских факториях в Крыму появляются изготовленные в Луцке мечи, ножи, полотно, пояса, шапки, серпы, плужное железо, ювелирные изделия.

В 1340 г. Волынь захватывают литовские феодалы. Князем становится Любарт Гедиминович, женатый на волынской княжне. Своей резиденцией он избирает Луцк. Стремление закрепиться в городе, противодействовать крымским татарам и польским феодалам, а также держать в повиновении народные массы побуждало его продолжить укрепление города, в частности Верхнего замка.

При княжении Витовта (в конце XIV ст.) Луцк становится вторым после Вильно столицей Литвы. По предложению императора «Священной Римской империи» Сигизмунда в 1429 г. здесь состоялся съезд монархов европейских стран, на котором обсуждался вопрос по общим действиям против набегов османских завоевателей, про объединение католической и православной церквей.

Волынская земля издавна являла собой привлекательную добычу для польских феодалов. Летом 1431 г. многочисленное польское войско во главе с Ягайлом вторглось на Волынь и подошло к Луцку. Город был сожжен, но захватить замок, который мужественно оборонялся четырехтысячным отрядом луцкого воеводы Юрши, не удалось. Осада была снята, и 26 августа 1431 г. польские феодалы подписали перемирие, за которым Волынь оставалась в составе Литовского государства.

В конце XV — в начале XVI ст. учащаются нападения крымских татар. После их опустошительных набегов город испытывает ужасающие разрушения.

Лучанам приходилось не раз отправляться с оружием в руках в далекие походы. В частности, луцкий отряд вместе с другими украинскими, русскими и белорусскими отрядами в составе польско-литовской армии принимал участие в разгроме немецких рыцарей под Грюнвальдом в 1410 г. Благодаря этой битве была окончательно остановлена агрессия крестоносцев на восток.

Согласно Люблинской унии в 1569 г. Луцк подпадает более чем на два века под власть Польши и становится центром Волынского воеводства. Положение трудящегося населения ухудшалось, усилился социально-экономический и национально-религиозный гнет. Польская шляхта пыталась ополячивать украинцев, лишая их возможности общаться и учиться родным языком. Это всячески поддерживала католическая церковь. Чтобы ускорить процесс окатоличивания местного населения, в Луцк прибыли иезуиты. Здесь существовали и другие духовные ордена католической и униатской церквей: доминиканцев, бригидок, бернардинов, тринитариев, василиан, кармелитов. Все они жестоко эксплуатировали народ, проводили политику насаждения католицизма и униатства на Волыни. О тех зловещих временах сегодня напоминают их прежние костелы и монастыри.

Усиление социального и национально-религиозного гнета вызывало заострение антифеодальной борьбы народных масс. Особый подъем она приобрела с приходом на Волынь, в частности в Луцк, в 1595 г. повстанческих отрядов Северина Наливайка. Действия повстанцев были направлены против польской шляхты, сторонников унии. Так было совершенно нападение на имения епископа Кирилла Терлецкого и старосты Семашка, который принял перед тем католичество.

Большую роль в борьбе против экспансии католицизма и униатства, против национально религиозных притеснений местного населения сыграло организованное в Луцке в 1617 г. братство. Оно открыло школу, госпиталь для бедных, а в 1626 г. учредило типографию. Положили начало книгоиздательскому делу в городе Павел-Домжив-Люткович Телица и Сильвестр. Сохранились две рукописных книги братства — «Сборник» и «Помянник». Школа братства имела свой устав, который является выдающейся достопримечательностью украинского педагогического мнения XVII ст.

С Луцким братством связана деятельность таких известных людей того времени, как поэт Д. Братковский, запорожский полковник К. Волк, известный церковный и образовательный деятель Украины П. Могила, художник И. Кондзелевич, православный епископ И. Борискевич, который выступал за воссоединение Украины с Россией, и другие.

Во время Освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. под проводом Богдана Хмельницкого Волинь была охвачена волной крестьянских восстаний. Центром антифеодального движения стал Луцк. Луцкий мещанин Федор Липка организовал повстанческий отряд, который расправлялся с польской шляхтой. Народный гнев обрушивался и на католическое духовенство: были разгромлены монастырь и костел бернардинов, дом иезуитской коллегии.

Народ жаждал воли. Казалось, лучане уже были близки к осуществлению своей исконной мечты. Но история распорядилась иначе. В Переяславе торжественно били колокола, а Луцк, как и вся Правобережная Украина, по условиям Андрусовского перемирия в 1667 г. и в дальнейшем оставался под властью Польши. Шляхта возвращалась к своим имениям и жестоко расправлялась с участниками Освободительной войны.

Но еще долго не спадала волна народного гнева. В конце XVII — в начале XVIII ст. снова усиливается национально-освободительная борьба па Правобережной Украине. Активно действовали повстанческие отряды гайдамак, которые нападали на имения польской шляхты, уничтожали здания, документы о феодальных повинностях крестьян и т. п. Но выступления гайдамак беспощадно подавлялись.

В 1795 г. Луцк входит в состав России. С этого времени фактически и начинается упадок города, его еще больше эксплуатируют феодалы, ксендзы и униаты. А что не могли заграбастать они, то забирали пожары, эпидемии лихорадки и холеры.

Луцк был типичным провинциальным городком с населением шесть с половиной тысяч жителей, в котором преобладали мелкие торговцы и ремесленники, которые работали в примитивных кустарных мастерских и изготовляли мыло, обрабатывали кожи, выпускали кареты.

Вот что писала о городе в прошлом веке газета «Волынь»: «Луцк — это болото, которое уже тысячу лет пытаются закидавать мусором, землей и отходами, чтобы поселить на нем человека. Поэтому человек и живет в болоте, повторяя поговорку: «Вокруг вода, а внутри беда».

В 30—40 гг. XIX ст. с открытием гимназии несколько оживляется культурная жизнь Луцка. К кругу прогрессивной интеллигенции принадлежала семья Мачтетов. Тогдашняя жизнь не могла не отразиться на творчестве Григория Мачтета, в будущем известного писателя, народника. Она питала воображение во время размышлений над судьбой народа, вдохновила на написание революционной песни «В неволе замученый свирепо», которая стала любимым произведением В. И. Ленина.

Лучане гордятся тем, что с их городом связаны жизнь и творчество гениальной дочери украинского народа Леси Украинки. В 1879 г. семья Косачей переехала из Новограда-Волынського, что на Житомирщине, в Луцк и пробыла здесь до 1880 г. Косачи поселились в доме близ замка, руины которого произвели большое впечатление на Лесю. Позже об этом она расскажет в стихотворении «Вече». А тогда девятилетняя девочка пишет свое первое стихотворение «Надежда».

В 1890—1891 гг. Леся Украинка опять возвращается в Луцк. Бесспорно, сама история города, его люди оставили определенный след в сознании поэтессы, повлияли на формирование ее характера как пламенного борца за народное счастье, а позже вдохновили на бессмертные строки: «Вставай, хто живий, в кого думка повстала!»

Леся Украинка остро чувствовала дыхание социальной грозы, которая в скором будущем прошумит освежающим ветром над обездоленным краем, прольется обильным дождем и смоет вековые наслоения несправедливости. И в Луцке уже рождались силы, которые убыстряли время ее наступления...

Дань прошлому... Она наполняет сердце гордостью за славное прошлое, и в то же время вызывает горечь и печаль. Но все это — история города во всем ее разнообразии. В настоящее время Старый город в Луцке объявлен историко-архитектурным заповедником и взят под охрану государства. В его пределах находится свыше двадцати ценных достопримечательностей истории и архитектуры, большинство из которых уже отреставрировано. Они доносят к нам отзвук давно прошедших событий, в них бъется горячее сердце талантливого и доброжелательного народа-свободолюбца.


Луцкий замок - Легендарный форпост Украины

Луцкий замок – символ города Луцка, его главная достопримечательность и гордость. Построенный в 14 веке, он был выбран литовским князем Любартом в качестве княжеской резиденции.
В наши дни у замка существует три названия: Луцкий (самое распространенное), Верхний (т.к. есть еще и Нижний замок, полуразрушенный) и замок Любарта (по имени владельца).
Несмотря на то, что историю замка в Луцке принято вести от 1340 года, свое существование он начал гораздо раньше. Еще в 11 веке на замковом холме было построено деревянное укрепление – первый замок, который просуществовал два века и который затем заменили на более прочный каменный.
Замок Луцка возводился на протяжении более чем сорока лет. Сначала были построены башни: Выездная, Стыровая, Владычья, затем были достроены стены. А нынешний архитектурный ансамбль замка сформировался лишь в начале 19 века. К тому времени на его территории были построены новые здания: Жилой дом шляхетский (18 в) и Епископский жилой дом (19 в).
Как и любой другой замок, Луцкий имеет свою легенду. Легенда Луцкого замка – трагична и кровава. Она рассказывает о любви хозяина замка – князя Любарта - к своенравной красавице Оксане. Не сумев добиться у девушки взаимности, князь Любарт приказал посадить Оксану в Стыровую башню замка и удерживать ее там взаперти до тех пор, пока она не согласится выйти за него замуж. Однако гордая Оксана не склонилась перед князем. В отместку коварный Любарт дозволил своим воинам делать с девушкой все, что угодно. Жестоко надругавшись над Оксаной, солдаты убили девушку и выбросили тело в реку.
С тех пор призрак девушки поселился в замке. Дух Оксаны смог отомстить своим убийцам: двое из них погибли жуткой смертью, а третий просто исчез, как будто его и не было. Призрак видели неоднократно, часто обезглавленным. Во время Второй Мировой Войны Оксана появлялась на Стырной башне и звала своих родителей, которых также зверски убил князь Любарт. Люди говорят, что дух девушки найдет покой только тогда, когда найдется кольцо Оксаны, снятое солдатом с мертвой девушки и проданное на местном рынке.





Архитектурные памятники Луцка


ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XV в. (ул. Данила Галицкого, 12)

Одно из старейших сооружений Луцка. По документам 1583 г. церковь уже числится старой, требующей ремонта. В 1637 г. капитально ремонтируется. С начала XIX в. до 1880 г. служит городским собором. В 1845 г. при пожаре сгорела крыша но вскоре восстановлена. Реконструирована в 1873-76 гг. - пристроена колокольня, полностью заменена кровля, сооружены два декоративных купола. В церкви находилась икона Волынской Богоматери - шедевр искусства XIII-XIV вв. Сейчас хранится в музее украинского искусства в Киеве.






СВЯТОТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР, 1752-1755 гг. Архитектор П.Гижицкий.

Первоначально был костелом бернардинцев и составляющей монастыря бернардинцев. Комплекс монастыря был основным объектом, вокруг которого формировалась городская застройка второй половины XVIII-середины XIX вв. В 1968 г. к югу от монастыря был обнаружен подземный ход, перекрытый сводами и длиной 200 м с несколькими изломами. Костел перестроен в собор в 1876-1880 гг. по проекту архитектора Раструханова. Расписан маслом в 1905 г. чешским мастером Ф.Параляком. Сохранилось внутреннее убранство XIX в. Окружает костел полукругом кирпичное, двухэтажное здание келий, построенных по проекту П.Гижицкого. Это редкий для монастырских ансамблей тип композиции, тяготеющей к парадности дворцовой архитектуры.

МОНАСТЫРЬ ДОМИНИКАНЦЕВ (КЕЛЬИ), 1390 г.(ул.Кафедральная, 19)

Вначале деревянный, в XVIII в. перестроен в камне. В 80-х гг. XVIII в. в кельях была типография. Монастырский костел сгорел в 1845 г., более не восстанавливался и позднее был разобран. В 1847 г. упразднен, а кельи приспособили под военный госпиталь.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1619-1888 гг. (ул. Данила Галицкого, 2)

Ансамбль сооружений Луцкого Крестовоздвиженского братства состоит из Крестовоздвиженской церкви и здания келий василианского монастыря. Главный храм братства, возведенный в 1619-1622 гг., имел ярко выраженный оборонный характер. Это один из ранних образцов трансформации деревянного зодчества в каменное, в частности, традиционного типа деревянного трехсрубного трехглавого храма. В 1803 г. церковь разрушена пожаром и постепенно превращается в развалины. В 1864 г. ее остатки даже продают как стройматериал и разбирают до алтарной части. В 1888 г. здесь устроена часовня, а к 1890 г. целиком отстроена церковь. В это же время расписывают стены. В результате перестроек памятник значительно изменил свой внешний вид. В 1702 г. в церковном подземелье похоронен поэт Д. Братковский.
ИЕЗУИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ, XVI-XVII вв. (ул.Кафедральная, 6)

В состав монастырского комплекса входят: костел, колокольня, кельи.
Петропавловский костел, 1606-1610 гг. Архитектор Я.Бриано. В 1781 г. после пожара были проведены ремонтно-строительные работы под руководством архитектора Ю.Уминьского, фасад и интерьер приобрели новые стилистические черты. Под костелом имеются подвалы, расположенные в нескольких уровнях. Интерьер пышно декорирован лепкой, скульптурой, пилястрами. Росписи выполнены художниками Куниц, Вильяни и И.Прагтлем. Использовался Волынским краеведческим музеем.
Колокольня, 1539 г. Была построена для Троицкого кафедрального костела одновременно с ним. После того как Троицкий костел разрушился, вошла в состав комплекса монастыря.
Кельи, 1606 - 1610 гг. Примыкают к юго-восточному фасаду Петропавловского костела. До 1773 г. в здании размещались коллегиум, библиотека и помещения монахов. Впоследствии здесь действовала уездная школа и русская гимназия, в связи с чем был надстроен третий этаж
ВАСИЛИАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, XVII в. (ул.Герцена, 5).

Здание является частью комплекса Крестовоздвиженского братства. Монастырь был основан в 1624 г., а здание келий построено в середине XVII в.
ОБОРОННАЯ БАШНЯ КНЯЗЕЙ ЧАРТОРЫЙСКИХ И СТЕНА, XV в.

Являются остатками укреплений Окольного замка, построенного в XIV-XV вв. Окольный замок усиливал обороноспособность Верхнего замка с юга и запада. С восточной, южной и западной сторон Окольный замок ограждала каменная стена с четырьмя каменными башнями. Въезд на территорию осуществлялся при помощи моста, перекинутого через ров, наполняющийся водой. Ров находился между валами. Сохранившаяся до наших дней башня князей сложена из кирпича на известковом растворе. В начале XVI в. башня реконструирована, а первоначальный квадратный план ее был изменен в XVII в. Башня имела перекрытые лучковыми перекрытиями бойницы и амбразуры, превращенные впоследствии в окна. Стена, примыкающая к башне, сложена из кирпича и камня известняка на известковом растворе, первоначально была завершена зубцами-мерлонами и имела деревянную боевую галерею, от которой до наших дней сохранились лишь гнезда балок. Внутристенные ниши, играющие роль небольших камер, в настоящее время заложены кирпичем. В 1971-1973 гг. были проведены работы по консервации башни и стены. Фрагмент стены, примыкающей к башне, украшен сетчатым ромбовидным готическим орнаментом из цветных тычков кирпичной кладки.
МОНАСТЫРЬ БРИГИТОК, 1624 г. (ул.Кафедральная, 16)

Для его размещения был использован дворец, занимающий южную часть территории Окольного замка и являющийся одним из звеньев оборонной системы города XV-XVI вв. Сооружения комплекса пострадали от пожара 1724 г., были восстановлены и частично перестроены. Повторная его реконструкция проводилась в 1781 г. В 1846 г. монастырь был упразднен. Современный вид памятник приобрел после многочисленных перестроек. В первоначальном варианте это было Г-образное, двухэтажное здание келий, к которому с восточной стороны примыкал костел. Южный фасад обращен к реке. Он был хорошо укреплен и являлся важным звеном в обороне Окольного замка.
ЗДАНИЕ СИНАГОГИ (Малый замок), XIV-XV вв. (ул. Данила Галицкого, 33)

Первоначально сооружение было одним из оборонных звеньев кольца Окольного замка. Здание кирпичное. С юго-запада к зданию примыкает квадратная пятиярусная башня с бойницами. Источником дневного освещения служили широкие арочные проемы, впоследствии заложенные. Отреставрировано в 1981 г.



ЛУЦКИЙ ЗАМОК (Верхний), XIII-XIV вв. (ул.Кафедральная, 1).


Расположен в старой части города на невысоком холме. Он был одной из мощнейших крепостей Волыни, основным звеном системы городских укреплений, в которую входил также Нижний замок (сохранился частично) и городские стены. Окруженный водами рек Стыр и Малый Глушец, а с напольной стороны - глубоким рвом, укрепленнный с юга и запада окольным градом замок на протяжении нескольких веков был неприступной твердыней. Замок имевший первоначально деревянные укрепления, основан на месте древнерусского XI-XIII вв. В конце XIII-начале XIV в. деревянный замок постепенно заменяется каменным. В описи Луцка 1545 г. указано, что в Верхнем замке Въездная, Стыровая и Владычья башни каменные. Первоначально стены и башни замка были трехярусными и завершались зубцами-мерлонами. Позднее, в связи с распространением огнестрельного оружия, укрепления были модернизированы. Перестройки не раз проводились и позднее. Первоначально замок был в стиле романо-готической архитектуры, но при перестройках в середине XVI в. он приобрел черты ренессанса. В 30-х гг. XX в. проведены частичные ремонтно-консервационные работы. В 1970-1977 гг. в замке осуществлены большие реставрационные работы (архитекторы М.М.Говденко, Е.М.Годованюк), в результате которых были восстановлены покрытия над башнями, оборонные устройства вдоль стен. В одной из башен музей колоколов.
Въездная башня (Надвратная), конец XIII в. Можно предположить, что каменные башни начали возводить, когда замок в целом еще оставался деревянным. Въездная башня расположена в западном углу замка. Первоначально была трехярусной, но позже стала пятиярусной. Лицевая поверхность стен выложена из кирпича, середина забутована известняком и кирпичем на известков-песчаном растворе. Общая высота башни 27 м. Через ров был переброшен подъемный мост, входивший в ниши, следы которых прослеживаются на западном фасаде. Подъемный мост в 16 в. заменили постоянным, а проезд и проход в башне заложили, заменив одним проемом полуциркульной формы. Первоначальная проездная арка была стрельчатая, следы ее сохранились с внутренней стороны. Башня сообщалась со стенами кирпичными винтовыми лестницами. Второй и третий ярусы западного фасада декорированы нишами, которые в середине XVI в. имели наличники из песчаника. С упадком замка в XVI в. башня постепенно разрушается. После реставрации в 1979-1974 гг. башне возвращен облик, сложившийся к XVII в.
Стыровая башня, XIII-XIV вв. Расположена в восточной части замка над р. Стыр, от чего и получила свое название. При раскопках 1978 г. под ней были обнаружены остатки более древней каменной, возможно середины XIII в. В XV в. замуровали зубцы-мерлоны, надстроили еще один ярус, пробили новые бойницы. В 1552 г. при перестройке замка над ней появился аттик и каменные тесаные обрамления окон. Высота башни 27 м.
Владычья башня, конец XIII в. Расположена в северо-западной оконечности замка. Общая высота башни 13,5 м.
Стены замка, конец XIII-начало XV вв. Опоясывают замок по всему периметру. В XV в. зубцы на стенах замуровали, высоту стен увеличили на 3-4 м, устроили бойницы в два, а кое-где в три ряда, годные для огнестрельного оружия. Общая высота их достигала 10-12 м. С внутренней стороны вдоль стен тянутся деревянные настилы в несколько ярусов, с которых во время осад воины стреляли по врагу. Жилой дом шляхетский, 1789 г. Расположен у южной стены замка между Въездной и Стыровой башнями на месте древнего княжеского "готического" дворца, существовавшего в начале XV в. Он имел 50 м в длину, 13 - в ширину и 18 м в высоту до верха крыши, крытой глазурованной черепицей. В 1781 г. он окончательно разрушен во время большого городского пожара, а в 1789 г. его совсем разобрали, а на фундаменте и остатках стен возвели каменный, одноэтажный, так называемый шляхетский дом. В нем разместились городской архив и суд. При этом разобрана часть замковой стены перед окнами, которая заслоняла свет. После восстановления в 1960-1963 гг. в здании размещается экспозиция Луцкого краеведческого музея.
Епископский жилой дом, начало XIX в. Построен на месте епископского дворца неподалеку от Владычьей башни. Принадлежал казенному ведомству.
КЕЛЬИ МОНАСТЫРЯ ТРИНИТАРИЕВ, 1729 г.

Комплекс монастыря состоял из костела, келий, колокольни и ограды с воротами. Здание из камня и кирпича, П-образное, двухэтажное. Росписи интерьера были исполнены художником И.Прагтлем.
МОНАСТЫРЬ ШАРИТОК, XVIII-XIX вв.

Комплекс включает два расположенных рядом здания в Старом городе, недалеко от замка Любарта. Можно полагать, что здания были построены в XVIII в., достроены и реконструированы в XIX в. Они включили в себя фундаменты, а частично и первоначальное ядро зданий комплекса Троицкого кафедрального костела, построенных одновременно с ним в XVI в. В 1781 г. в зданиях устроили школу, богадельню и приют для сирот, шефство над которыми взяли сестры-шаритки. В 1864 г. монастырь был закрыт. В одном из зданий находилось Дворянское училище. В середине - конце XIX в. этот комплекс известен как "Академия Наук". Под зданиями сохранились подвалы.
ПОДЗЕМЕЛЬЯ Старого города, XVI-XVIII вв.

Исследования с 1970г. Обнаружены бытовые помещения и тюрьма.
ЖИЛОЙ ДОМ (ПУЗЫНЫ, ГУЛЕВИЧЕЙ), XVI-XVIII вв.

Является редким образцом украинской жилой архитектуры XVI в. Расположен у рва замка, возле Въездной башни, принадлежал Луцкому православному епископу А.Пузыне, затем Гулевичам. Дом перестроен в начале XX в.
ЖИЛОЙ ДОМ, XVI-XVII вв. (ул.Маяковского, 35)

Примыкает к колокольне костела иезуитов. Редкий памятник жилой архитектуры древнего Луцка. Наиболее старая часть дома - подвал. На это указывает желобчатый кирпич, характер кладки стен и сводов в подвальных помещениях и др.
ЖИЛОЙ ДОМ, XVII-XIX вв. (ул.Пушкина, 2)

Редкий образец каменного жилого дома, повторяющий планировку народного жилища - "хаты на две половины". Кирпичный. Помимо своей архитектурной ценности, памятник интересен в историческом аспекте. Здесь в 1709 г. останавливался Петр I.

2 comments:

Anonymous said...

це ти карту робив? дай код, якщо можна...

Unknown said...

Ось прямий Лінк