Loading...

2007/02/21

«Все, что вы хотели знать про карвинг…»

«Все, что вы хотели знать про карвинг…»

Мне вдруг стало очень интересно, что же я могу узнать о карвинге от доблестных бордеров и я решил прочитать все до конца, чего бы мне это не стоило. Ожидания оправдались — статья оказалась очень интересной. Правда, с первых же строк интерес попер совсем не с той стороны, с которой ожидался.

Недавно, уже не помню по какому поводу, попал я на замечательный сайт www.snowboard.ru, а точнее, на статью с интригующим заголовком «Все, что вы хотели знать про карвинг, но боялись спросить» (snowboard. ru/flash/practica/carving. html). Мне вдруг стало очень интересно, что же я могу узнать о карвинге от доблестных бордеров и я решил прочитать все до конца, чего бы мне это не стоило. Ожидания оправдались — статья оказалась очень интересной. Правда, с первых же строк интерес попер совсем не с той стороны, с которой ожидался. В итоге чем дальше я читал, тем больше во мне становилось уверенности в том, что нехватка некоторых комментариев — явный недостаток этого материала. А так как эти самые комментарии возникали постоянно, то я решил их записать пока не забыл (выделены цветом).

Как отреагировало горнолыжное сообщество на появление сноуборда? Изобретением карвов!
Уже само по себе интересно.

Все, что вы хотели знать про карвинг, но боялись спросить

В предверии 21 века горнолыжное сообщество окончательно скарвилось. Подобно тому, как женское население планеты поголовно стало бредить стандартами 60×90 × 60, лыжников охватил повышенный интерес к новым объемам лыж.

Люди обычно интересуются ширинами носка/ талии/ пятки лыжи и никто — ее толщиной. В этом случае об объеме речи идти не может — уж простите мне мое техническое образование.

Умы спортивно продвинутого населения захватила идея карвинга. Карвинговые лыжи, они же параболические лыжи, они же приталенные лыжи, они же лыжи «новой геометрии». Их отличительная примета: узкая «осиная» талия и широкие округлости носка и пятки.

Опять я: талия у карвов по сравнению с классическими лыжами осталась практически неизменной — примерно 63 мм., но значительно увеличилась ширина носка и пятки (разница составляет порядка 20 мм). Поэтому талия кажется более узкой, но на самом деле это не так.

Но за современными стандартами женской фигуры стояла не просто другая эстетика — «коммерческие» объемы обещали другую, лучшую жизнь. Женщине не надо напрягаться — сработают ее формы. Идея карвинговых лыж также заключалась в том, что лыжи «новой геометрии» берут всю работу на себя, а лыжнику остается получать удовольствие и фильтровать массу невиданных ощущений.

Параболические лыжи буквально за год превратились в самую модную зимнюю игрушку. И уже в этом сезоне тема карвинговых лыж доминирует в коллекциях всех ведущих фирм. 60% рынка представлено «новой геометрией».

А теперь другая версия. Жил был итальянский парень Альберто Томба, который катался на горных лыжах немного по-другому, чем все остальные и, что важно, немного лучше. А фирма Rossignol, «одевавшая» его, сделала ему новые лыжи для того, чтобы новинки его техники не пропадали даром. И с помощью обновки он стал кататься гораздо лучше, чем на классических лыжах.

По существу

В самом понятии «карвинг» (to carve — вырезать, подрезать) (на самом деле резать (по дереву), [вы]гравировать, нарезать (мясо)) ничего принципиально нового нет. В международном горнолыжном лексиконе «карвинг» обозначает серию крутых поворотов, которые исполняются на кантах. Резать такие повороты можно и на классических лыжах и на сноуборде. Но, в самом деле, лучше всего они получаются на «приталенных» лыжах. Обладая большей гибкостью и лучшим сцеплением со снегом за счет своей «геометрии», они избавляют горнолыжника от необходимости делать многие подготовительные движения и тратить лишние усилия для осуществления поворота. Лыжник «плывет» от поворота к повороту легко и естественно.

«…Вираж “Fun” в чистом карвинге (без палок): это наклон до предела равновесия с использованием руки для опоры (как третья лыжа) для того, чтобы не упасть в сторону внутреннего радиуса виража…»
Ну не бред ли?

Предпосылки карвинговой революции

К концу девяностых стало совершенно очевидно, что «низы», то есть горнолыжники и массы, желающие пополнить их ряды, больше не хотят жить по-старому. А именно: горнолыжника «достало» долго и нудно осваивать технические элементы, точить до недосягаемого совершенства свои скромные навыки. Ему приспичило покатить по склону сразу и прогрессировать в умении быстро. Не бороться до изнеможения с рельефом и сосредоточенно «обрабатывая» бугры, а выжимать из катания максимум удовольствия. Всемогущий «фан» проник, наконец, и в горные лыжи. Глобальную провакационную роль сыграло и появление сноубординга. Попав под мощное влияние «досочников», новое поколение объявило горные лыжи «спортом для стариков». Понятное дело, что в подобной кризисной ситуации и верхи, то есть фирмы-производители горнолыжного инвентаря, больше не могли жить по-старому. Надо было срочно спасать имидж горнолыжного досуга, добавив ему «отвязной продвинутости».

Как появились карвы — спорить безсмысленно, так же как о том, кто первый придумал кактаться на них не как все, а переваливаясь с бока на бок (грубо говоря). Я уж не знаю, каким образом складывалась ситуация и что именно достало горнолыжника, но мне кажется, что сначала появились лыжи, а потом халявщики вроде меня, которые потихоньку стали переползать на них и использовать их возможности в плане техники. Т.е. конечно, были такие люди, как Томба (смотрите часть 1), которые инициировали процесс креатива в лыжных компаниях, но я думаю, что мотивы у них были все же немного другие, чем «приспичило покатить по склону сразу и прогрессировать в умении быстро».
Что насчет всемогущего «фана» (от анг. fun — веселье), есть подозрение, что он проник в горные лыжи гораздо раньше «конца девяностых» (freestyle например). Единственный fun, который присущ сноуборду и к горным лыжам не имеет никакого отношения, это способность молодых бордеров сесть посреди склона и показывать друг другу свои крутые доски, крепления и ботинки — можно наблюдать каждую зиму в Крылатском и других «модных» местах (извините — не смог удержаться).

Они были первыми

Считается, что Elan был первым, кто начал манипулировать с формой лыж столь радикальным образом, что изменился сам стиль катания. Новые лыжи с узкой талией и лопатообразными носком и пяткой появились пару лет назад и получили название «Parabolic». Однако же, если хорошенько поднапрячь свою память, то всплывет и более ранняя техническая новация. Несколько лет назад «Kneiss» (видимо, имеется в виду фирма Kneissl) выпустил специальные лыжи для целины: у модели «Mega» были сильно расширены носки. Но и эти лыжи не были родоначальниками современных карвов. Оказывается, карвинг изобрели гораздо раньше! В витрине знаменитого музея лыж в Осло была найдена пара деревянных лыж, изготовленная в начале века, и у этих лыж была параболическая боковая линия!

Может быть их от старости расперло? Не все то карва, что с тонкой талией.
И вообще, не нужно путать карвинг и карвы — разные понятия.

Техника

Для карвинга эффективна диагональная техника катания. В карвинге вы стараетесь совершать больше движений и опор в боковой плоскости и выполнять более короткие и выраженные фазы виража (вращение, переход на кант, ведение). Лыжник освобождается от необходимости делать вертикальные движения разгрузки — приседания и приподнимания. Поскольку закантованные карвы сами режут дугу, лыжнику остается лишь дозировать закантовку. Вираж «Fun» в чистом карвинге (без палок): это наклон до предела равновесия с использованием руки для опоры (как третья лыжа) для того, чтобы не упасть в сторону внутреннего радиуса виража. Карвер буквально бросается в вираж. Лыжа принимает давление лыжника по всей своей длине и сама изгибается по дуге поворота.

Ага. Хотел бы я посмотреть на человека, который попытается покататься по целине не «делая вертикальных движений разгрузки» — это будут или гиганские дуги и в конце дымящаяся куртка (не забывайне о силе трения о воздух), или падение метров через 50. А если в крутой дуге попробовать «использовать руку для опоры (как третью лыжу) для того, чтобы не упасть в сторону внутреннего радиуса виража»… Нужно ли объяснять, что произойдет? В лучшем случае будешь похож на циркуль.

Ощущения

Мир карвинга — это «агрессивные» повороты, игра с центробежными силами и реактивной скоростью. Как только ты «полностью отпускаешься» по склону и начинаешь «давить» на лыжи, то начинаешь чувствовать, как бешенная скорость подхватывает тебя и несет вниз и крутит по заданной траектории. Сознание отстает от тела, которое легко и свободно влетает в повороты. Закладываешь резкий вираж с глубокой закантовкой, а лыжи «цепляются» за жесткий склон, как трамвай за рельсы, поэтому ты почти ложишься на снег без опасений на него свалиться. Балансируешь на грани между падением и ездой вперед. Но чтобы все эти фокусы на карвах получались надо: а) не бояться скорости, б) не бояться скорости и в) не бояться скорости.

И чтобы те самые фокусы у тебя получалить в течении времени, большем чем один день, нужно еще: г) уметь контролировать скорость, д) не «балансировать», а точно держать равновесие и е) держать свое сознание при себе, иначе пункты г и д полетят ко всем чертям.

Это опасно?

Для окружающих — да. Поскольку карвером управляют высокие скорости и траектория его движения такова, что обычный лыжник на склоне может попасть в необозриваемую им зону, то возможны столкновения и печальный исход для обоих. Карвер рискует вдвойне — одно неловкое движение при закантовке, и тело как следует развезет по трассе.

Очень интересно. Я, если честно, не очень понимаю, каким образом «обычный лыжник на склоне может попасть в необозриваемую им (карвером) зону». За его спину спрятаться? А карвер в это время развернется и как врежется в него! (помните циркуль? ;-). В общем этот момент для меня остался непонятен. А насчет того, что тело по трассе развезет, так это с каждым может случится и геометрия лыж тут ни при чем.


Я не хочу, чтобы кто-нибудь подумал, что я не люблю людей на доске — это не так. То, на чем человек спускается с горы, не является фактором, определяющим мое отношение к нему.

Стиль

Карвинг — это пока не норма горнолыжной жизни, а вызов, бунт и выпендреж. Поэтому не пристало настоящему карверу выглядеть на склоне как пай-мальчик. Любая радикальная форма одежды подойдет лучше. Яркие цвета и броскость прикида необходимы также и в целях общей безопасности. Карвер опасен для окружающих и должен быть виден издалека.

А вот это уже очень сомнительно, мягко говоря. Чем это я «опасен для окружающих» и почему сразу пижон? И почему мне обязательно нужно одеваться в желтые штаны и красить бороду в синий цвет? А не «пай-мальчиком» человека делает не одежда, а что-то другое — мне родители в детстве об этом говорили, но я позабыл.

О роли размера в получении карвинговых удовольствий

Если под тобой «чуткая» и легко контролируемая лыжа, то шансов получить удовольствие больше. Для карвинга рекомендуют подбирать лыжи на 20-25 см короче, чем для классического стиля. При карвинге переход с одного канта на другой достигается сильными наклонами. Поэтому потребуются и ботинки, специально подходящие для этого стиля. Чтобы легче совершать повороты, ботинки должны обладать высокой боковой жесткостью. При этом они должны обладать мягкостью при движении вперед-назад, иначе как поворот-то «срежешь». Без спецкреплений тоже не обойтись. Для карвинга нужны крепления на платформе высотой 5-15 мм. Приподнятый ботинок позволяет избежать касания склона даже при сильном наклоне. Наклон в один градус приводит лыжника в атакующую позицию, что облегчает вход в поворот. И, наконец, поскольку карвинговые лыжи короче, чем обычные, стандартные крепления могут изменить их показатели гибкости. Да, и не следует пренебрегать защитными перчатками для карвинга — с укрепленной и нескользящей ладошкой.

Уместно заметить, что «сильным наклоном» достигается максимальная закантовка лыжи, но никак не «переход с одного канта на другой». А спецкрепления — это те же самые крепления, но с дополнительной пластиной толщиной 10-20 мм, которые, действительно, меняют жесткость лыжи.

Очевидные плюсы карвов

  • Карвы не проскальзывают, а режут поворот. (а в чем собственно плюс? Это кому как нравится)
  • Благодаря боковому вырезу и мягкости они легко пишут дуги с небольшим радиусом. (а есть карвы, которые намного жестче некоторых классических лыж и имеют радиус поворота 25 метров. Как вам такая «небольшая» дуга?)
  • Быстро, без лишних подготовительных действий, изменяют направление движения. (поверьте, делать вообще ничего не нужно — во время катания можно пить пиво и курить сигарету.)
  • Поскольку лыжи с расширенными носком и пяткой обладают большой подъемной силой, то они экономят энергию лыжника как на жестком склоне, так и на мягкой целине.

Неоспоренные минусы

  • Карвы не любят бугров
  • Требовательны к стойке и капризны под новичками (именно поэтому новички на карвах не катаются?)
  • Не пригодны для строгой спортивной езды (поэтому Герман Майер, а за ним и остальные, на эти самые карвы и перебрались и теперь очень мучаются)

Места, где лучше всего осуществлять карвинговый отрыв

Франция. Валь дИзер. Этот горнолыжный комплекс по праву претендует на звание лучшего горнолыжного курорта мира. Гигантская чаша «эспас Килли» вмещает до 20 тысяч горнолыжников. Высота — 1840-3650 м. Трассы — 300 км. Подъемников — 100. Сезон катания — с середины ноября по конец апреля (на леднике круглый год). Италия. Курмайер. Над долиной Аоста величественно возвышаются гигантские складки Монблана. Этот район справедливо называют одним из самых изысканных мест горнолыжного отдыха. высота — 1224-3470. Трассы — 100 км. Подъемников — 23. Сезон — на леднике круглый год. Словакия. Низкие Татры. В целом Татры можно назвать «горным полигоном» Восточной Европы. Низкие Татры — идеальное место для начинающих карвингистов. Хотя они и пониже, чем Высокие, зато имеют более плвные и длинные склоны. Едут сюда в основном на курорт возле горы Хопок — Ясна. Это лучший горнолыжный курорт не только Словакии, но и всей Восточной Европы. Перепад 1024-2024 м, 32 подъемника. 13 трасс протяженностью 40 км.

Так какие именно там преимущества для карвинга? По-моему это была сплошная реклама, только без цен на проживание.

Перспективы

Поскольку «новая геометрия» практически признана универсальной для любого уровня катания и типа снега (даже классические спортивные лыжи сегодня меняют свой консервативный профиль на слегка вырезанный), то понятие «карвинг», вероятно, в скором времени отомрет вовсе. Карвинг назывался карвингом, пока считался авангардом. Войдя в привычный обиход, он превращается в классику. А что же станется с классическими образцами лыж? Вероятно, они пополнят коллекции лыжных музеев мира.

Вот такое резюме. Кто еще думает, что классика отомрет напрочь?

No comments: